История города Ленска


50-летняя история города Ленска / От Мухтуи к Ленску / Предмет особой гордости Ленчан

От Мухтуи к Ленску

(Предисловие к альбому «Ленск вчера и сегодня»)

Сергей МОСКВИТИН, журналист, краевед

 История города на берегу великой сибирской реки со звучным названием Ленск уходит своими корнями в седую древность. Обращение к разным историческим свидетельствам указывает, что за точку отсчёта истории города следует брать 1743 год – начало работы Иркутско-Якутского тракта.

 Именно тракт вдохнул жизнь в местечко у «Чанчиковой речки», которое, по свидетельству Герхарда Миллера, имело в 1736 году лишь две рубленые юрты, поставленные «для содержания яму». С началом работы тракта здесь открылся почтовый станок – «ям», который постепенно превратился в село Мухтуя.

 Первые ямщики Мухтуйского станка имели рубленые дома – что-то среднее между русской избой и якутской юртой, большие амбары, приличное число коров, коней и сенокосные угодья.

 Первоначально в Мухтуе, согласно преданиям, поселились пять русских семей – Татарченковы, Сидоровы, Кирилловы, Серкины и Рыбкины. Мухтуйские крестьяне сеяли ячмень и яровую рожь, озимую рожь, пшеницу и овес. Когда открылись Ленские золотые прииски, занимались извозом, доставляя продовольствие и всё необходимое золотодобытчикам.

 В 1862 году в Мухтуе построили церковь, спустя семь лет – школу, а в 1887-м Мухтуя стала центром Мухтуйской волости.

 О Мухтуйской станции до революции ходили легенды, её называли даже «Ленским Парижем». Русский писатель Иван Гончаров, возвращаясь из кругосветного путешествия через Восточную Сибирь по Лене, в декабре 1854 года писал: «На каждой станции кучи ямщиков толпятся у экипажа… Смотрители здесь не везде: они заведуют пятью станциями. Из них один на Мухтуйской станции – франт. Он двумя пальцами грациозно взял подорожную, согнув мизинец в кольцо. Форменный сюртук у него в рюмочку, сам расчесан. Мухтуй – называют здесь Парижем, потому что крестьяне (из ссыльных) ходят в пальто и танцуют кадрили. Но я пробыл на ней четверть часа и ничего этого не видал. Один проезжий мне сказывал, что, выехав рано утром, после проведенной здесь ночи, и вглядываясь в лицо своего ямщика, он увидел знакомое лицо, но не мог вспомнить, где он его видел. «Я где-то видел тебя?» – спросил он, наконец, ямщика. «А вчера я был вашим визави в кадрили, на вечеринке», – отвечал тот».

 Многое повидала за свою историю Мухтуя, многое хранится в её памяти. Первопроходцы, поселенцы и государевы ямщики, почтовая гоньба под звон бубенцов и колокольчиков, первый хлебушек, выращенный заботливыми крестьянскими руками русских мужиков. Иркутские и московские чиновники, воеводы и губернаторы, священники и проходимцы, политссыльные и заросшие бородой купцы. Первые прихожане Николаевского храма, мелодичный звон пяти его колоколов, кадриль во времена «Ленского Парижа», русские писатели Иван Гончаров и Владимир Короленко. Груженые дорогими товарами паузки и карбазы, прибывшие на ярмарку; первые ученики за партами одноклассного приходского училища… В памяти её – гудки первых пароходов на Лене, революционные песни, смута и неразбериха нового времени, годы насаждения Советской власти, коллективизация и продразверстка, лихолетье гражданской войны, ликбезы и всеобуч. Первая демонстрация фильма в здании народного дома, трудовой напряг тяжелых военных лет, хрущевская кукуруза, вдохновляющий энтузиазм алмазной эпопеи…

 Самое быстрое перерождение испытало село Мухтуя за семь лет алмазной эпопеи. Осенью 1956 года в тихом, ничем не примечательном населенном пункте в несколько десятков дворов начали строить перевалочную базу для алмазодобытчиков Мирного. Село вместило максимальное количество строителей, и уже в 1957 году здесь жило три тысячи человек – в пять раз больше, чем пару лет назад. 30 октября 1957 года указом Президиума Верховного Совета ЯАССР село Мухтуя Ленского района было отнесено к категории рабочих поселков. В 1959 году Мухтую посетили чехословацкие журналисты, которые назвали поселок «Воротами в Алмазное царство». 13 июля 1963 года издан указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О преобразовании рабочего поселка Мухтуя Ленского промышленного района Якутской АССР в город районного подчинения с присвоением ему наименования – город Ленск».

 В 1963 году Ленск представлял собой мощный плацдарм для наступления на далёкий Айхал, неприступный Далдын и бурный Вилюй. В городе проживало 18 тысяч человек. Крупнейший на Лене порт-грузополучатель не знал соперников по объёмам переработки грузов, за навигацию было принято с воды 318 тонн народнохозяйственных грузов. Водители Ленской автобазы “Вилюйгэсстроя” за несколько сот километров прорывались на берега Вилюя с цементом, лесом, металлом и оборудованием для укрощения реки. Пять мощных колонн соседней автобазы столь же успешно выполняли перевозки грузов в адрес алмазодобытчиков. Это они первыми нехожеными дорогами достигли Айхала, а впереди – дороги по неведомым просторам Далдына. Два крупнейших автохозяйства насчитывали около тысячи автомобилей, более чем полуторатысячная армия автотранспортников выполняла огромной важности задачу – обеспечение всем необходимым предприятий алмазодобывающей промышленности, строителей Вилюйской гидроэлектростанции, города Мирного, промышленных посёлков Чернышевского, Айхала. Поскольку дороги до этих посёлков ещё не были отсыпаны, сообщение с ними осуществлялось по зимнику. В декабре 1963 года благополучно совершила первый пробный рейс к самому Полярному кругу – на алмазный рудник «Айхал» колонна автомобилей Ленского речного порта. Шофёры доставили горнякам продовольствие и новогодние подарки. Ленская электростанция – крупнейшая в Якутии на тот момент – снабжала по высоковольтной линии, пролегающей через таёжные хребты, зыбкие мари и топкие болота, электроэнергией Мирный и створ Вилюйской ГЭС – первой в Якутии и самой северной в стране. На энергии Ленской электростанции, которую тогда называли сердцем алмазного края, успешно работал весь алмазоперерабатывающий комплекс города Мирного. Разумеется, электростанция освещала и снабжала энергией сам строящийся Ленск. В 1963 году в совхозе “Ленский”, который обеспечивал сельхозпродукцией весь алмазный край, трудились 954 рабочих и служащих. На 215 гектарах выращивали картофель, валовое производство молока достигло 22883 центнеров.

 Последние 50 лет «городской» жизни включили в себя многое: героические трудовые будни, спортивные взлёты, рождение Среднеленской экспедиции и становление нефтегазовой отрасли; «застойное» изобилие и нищету перестроечного времени; эпоху тотального дефицита и талонов, безденежье, забастовки; возрождение православной веры; три страшных наводнения, идущих по нарастающей… За это время гостями Ленска успели побывать Евгений Евтушенко, Валентин Распутин, Борис Штоколов, Пётр Проскурин, Валерий Ганичев, Владимир Путин... Событий в жизни города было так много, что по некоторым из них вполне можно написать отдельные книги.

 Ленску – 270. Последние полвека он является городом. На протяжении всей истории Ленску признавались в любви люди, которые здесь родились, выросли или продолжительное время жили. Об этом как нельзя лучше свидетельствует количество поэтических посвящений нашему городу. Недаром в последние годы Ленск называют городом поэтов.

 Город наш неузнаваемо изменился за полвека. На пожелтевших фотокарточках шестидесятых Ленск узнаётся с большим трудом. Он перестал быть чёрно-белым, наш Ленск. Он теперь яркий, цветной, многокрасочный. Сейчас это город, где тесно переплелись интересы алмазодобытчиков и речников, нефтяников и газовиков, лесозаготовителей и деревообработчиков. Здесь живёт 25 тысяч человек.

 В 2001 году по причине сокрушительного наводнения о Ленске узнал весь мир. Три дня поднявшаяся до уровня 20 метров вода держала в напряжении ленчан, ущерб превысил шесть миллиардов рублей. Около 10 тысяч человек приехали в Ленск для участия в ремонтно-восстановительных работах. За три летних месяца было построено более 400 тысяч квадратных метров жилья - это годовая программа миллионного города. Дважды в Ленске побывал президент России Владимир Путин. Общими усилиями республики и всей России город был восстановлен. В память о великой стройке Ленск гордится новыми микрорайонами, обновлёнными школами, двумя спортивными комплексами и ослепительными рядами стройных фонарей. Город преобразился. Недаром первый глава районной администрации Владимир Ягнышев любил повторять, что Ленск – город вечный. В 2006 и 2011 годах, в честь пятилетия и 10-летия восстановления города, здесь были проведены российские учения МЧС.

 Ленск – пятый по величине город в республике. Здесь пять общеобразовательных школ и одна музыкальная, профессиональное училище, Дом детского творчества, филиалы нескольких вузов, православный храм Святителя Иннокентия, сработанный в традициях древнерусского деревянного зодчества; историко-краеведческий музей, широкая сеть спортивных учреждений, Центр досуга и народного творчества, дворец культуры "Юность". Издаётся районная газета "Ленский вестник", открыты две местные студии телевидения. Литературное объединение «Фламинго» считается лучшим в республике.

 Сегодня в городе работают такие крупные предприятия, как управление «Алмаздортранс», крупная нефтебаза, которая обеспечивает нефтепродуктами западный регион республики; ОАО «Сургутнефтегаз», районное нефтяное управление АК «Транснефть», РПУ «ГазпромИнвестВосток», ООО «Газпром добыча Ноябрьск», ОАО «Таас-Юрях нефтегазодобыча» и многие другие.

 У Ленска большое будущее. Ленск становится одним из стратегических городов Якутии. Название, которое дали нашему городу в советские времена, «ворота алмазного края», сейчас уже не актуально. В связи с разработкой Талаканского нефтяного месторождения и Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения, строительством нефтепровода ВСТО значение нашего города для республики возросло многократно.

 Утверждён маршрут прохождения федеральной автодороги до Усть-Кута, которая обеспечит круглогодичную связь нашей республики с западными регионами страны. Предпочтение отдано республиканскому варианту прохождения трассы по территории Ленского района. После передачи в федеральную собственность трассы «Мирный – Ленск» и строительства 800-километрового участка будущей автодороги, одна из крупнейших транспортных артерий востока страны приобретёт логическую завершённость, избавит нас от зимников и наладит надёжное сообщение от Якутска до Иркутска и дальше.

 Блага новых экономических отношений ощущаются всеми горожанами. Решён вопрос с газификацией города. Активно ведётся строительство жилья. Появилось множество частных кафе, гостиниц. Местные фирмы выступают субподрядчиками крупных компаний. Всё это говорит о том, что в Ленске появились хорошо оплачиваемые рабочие места, а значит, и перспективы для горожан.

 Люди перестали уезжать из Ленска, как это было в первые годы после наводнения. Показатели рождаемости в нашем городе превысили смертность. Приезжают молодые специалисты, реализация мегапроектов требует всё больше рабочих рук. Жизнь в Ленске преображается на глазах. Сколько восторгов было во время Кубка мира по футзалу летом 2007 года! Сколько счастливых улыбок зажигают в Ленске ставшие традиционными фестиваль «Ленские просторы», День города, День молодёжи!.. Жизнь в Ленске становится всё более динамичной и интересной.


Сергей МОСКВИТИН
 журналист, краевед.
50-летняя история города Ленска / От Мухтуи к Ленску / Предмет особой гордости Ленчан